Терморегуляция организма ребенка

     Сохранение постоянной температуры тела — отличительное свой­ство высокоорганизованных организмов. Оно присуще только млекопи­тающим и птицам. Постоянство температуры тела при изменении температуры окружающей среды дает возможность сохранять определен­ную слаженность всех физиологических процессов в организме. Чем же поддерживается это постоянство температуры? Оно обеспечивается двумя процессами: с одной стороны, процессом теплообразования, происходящего в результате обмена веществ, химических реакций, свя­занных с выделением тепла, которые наиболее интенсивно происходят в мышцах, печени и почках, а также в некоторых других органах. С другой стороны, постоянство температуры обеспечивается физиче­ским процессом отдачи теплаорганизма в окружающую среду путем излучения и проведения тепла с поверхности кожи, а также испарением и выделением тепла при дыхании. Регуляция этих двух процессов осуществляется центральной нервной системой и обес­печивает сохранение постоянства температуры тела даже при значи­тельных изменениях температуры окружающей среды. Тепловой центр, регулирующий процессы теплообразования и теплоотдачи, находится в промежуточном мозгу гнпоталамической области. Его деятельность за­висит от рефлекторных воздействий, идущих от температурных рецепто­ров кожи, а также от температуры окружающей его крови. Для тепло- регуляции имеют значение и гуморальные факторы, особенно адрена­лин и гормон щитовидной железы. При повышении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача с поверхности тела путем проведения, излучения тепла, что ведет к повышению температуры кро­ви. Увеличение температуры крови, омывающей теплорегуляционный центр и импульсы, идущие от кожных рецепторов, приводят в действие механизмы, регулирующие теплообразование в сторону его уменьшения, а с другой стороны — механизмы, увеличивающие теплоотдачу как путем расширения поверхности кожи и сосудов, так и путем увеличения потоотделения, так как испарение пота связано со значительными поте­рями тепла, и, следовательно с охлаждением тела.

      При понижении температуры окружающей среды понижается и температура крови, омывающей теплорегуляционный центр, это вмес­те с воздействием импульсов, поступающих от кожных температурных рецепторов, вызывает повышение обмена веществ, повышение интенсив­ности окислительных процессов, что вызывает теплообразование и од­новременно сужение кожных сосудов, уменьшающих теплоотдачу. Мы­шечная дрожь, связанная с ощущением холода, является приспособи­тельной реакцией, ведущей к увеличению теплообразования в мышцах. В регуляции теплообразования и теплоотдачи, кроме теплорегуляционного центра, участвуют также и сосудистый, потоотделительный, ды­хательный центры, центр обмена веществ и кора головного мозга.

      У здорового учащегося, как правило, температура тела не отлича­ется от таковой у взрослого и наблюдаются нормальные суточные ко­лебания ее от 36,4—36,6° в 4—5 часов утра до 36,9° в 16—17 часов (в подмышечных впадинах). Ректальная температура на 0,5—0,7° выше температуры в подмышечных впадинах. Более высокая отдача тепла у детей вызывает необходимость в повышенном теплообразовании. Да­же в младшем школьном возрасте и у подростков теплообразование на единицу веса больше, чем у взрослого; обмен у них также протекает более интенсивно, чем у взрослых. Поэтому организм учащегося и под­ростка охлаждается быстрее, а при высоких температурах (в жарком климате) нагревается быстрее, чем организм взрослого. Вот почему очень важным является способствовать повышению устойчивости ор­ганизма учащихся как к понижению, так и к повышению температуры окружающей среды. Практически в условиях Крайнего Севера и сред­ней полосы особенно важно обеспечить закаливание детского организ­ма к воздействию холодного воздуха, что предохраняет его от простуд­ных заболеваний.

     У людей, закаленных путем охлаждения, в условиях низкой тем­пературы окружающей среды, температура кожи выше, чем у незака­ленных, что связано с усилением процессов теплопродукции. Процесс закаливания связан также с тренировкой центров терморегуляции. При возникновении в организме различных патологических процессов могут происходить нарушения нормальной терморегуляции и повыше­ние температуры. Однако В. И. Молчанов указывает, что бывают слу­чаи, когда самое всестороннее и тщательное исследование ребенка не дает основания поставить диагноз какого-либо заболевания, а субфебрильное повышение температуры (до 38°) может продолжаться дли­тельное время.

     В таких случаях врачу следует:

1) установить, что повышение температуры действительно существует путем одновременного изме­рения ректальной температуры и температуры в подмышечной впадине,

2) провести самое тщательное и всестороннее систематическое иссле­дование ребенка с тем, чтобы не пропустить наличие какого-либо за­болевания, вызывающего повышение температуры.

     Если подобное тщательное наблюдение проведено и в результате бдительного наблю­дения никаких болезненных отклонений от нормы, кроме субфебрильной температуры, не обнаружено, то врач вправе поставить диагноз термоневроза. В большинстве случаев это наблюдается у учащихся среднего возраста и подростков. У детей с термоневрозом часто имеют­ся и другие функциональные расстройства нервной системы, в част­ности вегетативной нервной системы: головные боли, потливость, не­уравновешенность, быстрая утомляемость, неустойчивость пульса и т. п. Иногда при таких состояниях можно обнаружить эндокринное расстройство, раннее половое развитие, повышение функций щитовидной железы и др.

     Для школьного врача очень важно способствовать совершенствова­нию у детей аппарата терморегуляции путем использования детьми свежего воздуха, аэрации помещений, закаливания различными физи­ческими факторами (вода, воздух лучистая энергия). Все это приведет к повышению устойчивости детского организма по отношению к прос­тудным, инфекционным и другим заболеваниям  

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.