Скарлатина у ребенка

     Скарлатина — широко распространенное инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, ангиной, типичной сыпью и рядом осложнений.

Возбудитель скарлатины

     Вопрос о возбудителе скарлатины нельзя считать решенным. Большинство исследователей считает возбудителем ее (3-гемолитический стрептококк группы А. Однако есть убедительные данные и в пользу вирусной этиологии.

Источник заражения скарлатиной

        Источником заражения является больной; все предметы, которыми пользовался больной (белье, книги. тетради, игрушки), также могут быть источником инфекции.
 
        В эпидемиологии скарлатины большое значение имеют больные со стертыми формами болезни, у которых они своевременно не диагностируются. Болеют скарлатиной преимущественно дети. Наиболее восприимчивы к ней дети в возрасте от 3 до 10 лет, но возможно заболевание старших детей и взрослых.

Клиника скарлатины

        Болезнь начинается внезапно с повышения температуры (38—39°), познабливания, головной боли; появляются рвота, боль при глотании; уже в первые часы 

заболевания возникает ангина. Скарлатинозная ангина имеет очень типичный вид — яркая строго ограниченная окраска слизистой оболочки зева, язычка и мягкого неба. Ангина при скарлатине может быть как катаральной, так и некротической. Ангина является самым постоянным симптомом скарлатины. Через несколько часов от начала заболевания, реже в конце первых суток, появляется сыпь. Скарлатинозная сыпь мелкоточечная на розовом фоне . Начинаются высыпания с шеи, верхней поверхности груди и к концу суток покрывается все туловище и конечности; более обильной сыпь бывает на внутренних поверхностях и в сгибах конечностей. Своеобразен вид лица больного — на фоне гиперемированных щек выделяется белый носогубной треугольник, лимфатические узлы увеличены, болезненны. Язык вначале обложен, с 3—4-го дня он очищается с кончика и бывают ясно видны многочисленные увеличенные сосочки (малиновый язык).
 
           В неосложненных случаях к 7—10-му дню болезни все явления первого периода исчезают и остаются только некоторая лабильность сердечно-сосудистой системы и пластинчатое шелушение, идущее с кончиков пальцев.
 
         Описанная клиническая картина соответствует типичной форме средней тяжести скарлатины, но скарлатина может протекать в различных по тяжести формах — от очень легких до крайне тяжелых токсических форм. Клиническая картина каждой из этих форм, сохраняя основные симптомы болезни, имеет некоторое своеобразие.
 
          В последнее десятилетие наиболее часто встречаются легкие стертые формы скарлатины. В этих случаях температура субфебрильная или нормальная; сыпь кратковременная, скудная, фон ее неяркий. Ангина катаральная.
 
           Диагноз типичного случая скарлатины обычно нетруден. Значительно труднее бывает диагностировать стертые легкие формы; при скудной сыпи ее надо искать в местах излюбленной локализации: в нижней части живота, в пахах, на внутренней поверхности бедер, в сгибах рук, на коже боковых отделов грудной клетки. Сыпь на этих участках держится дольше и иногда обнаруживается спустя несколько дней после ее исчезновения на других местах. Во всех случаях сомнительной или скудной сыпи большое диагностическое значение приобретают кожные геморрагии.
 
        Роль геморрагий в диагностике скарлатины определяется не только частотой их появления, но также возможностью обнаружить их в течение нескольких дней после исчезновения сыпи.
 
        Наибольшее значение для диагностики скарлатины в начальном периоде болезни имеет поражение зева. Ангина является самым постоянным признаком скарлатины.

Наблюдение за переболевшими скарлатиной детьми 

 
      Изоляция (в больнице или на дому) прекращается после клинического выздоровления, но не раньше 10 дней от начала болезни. Посещение детьми-реконвалесцентами школы допускается после дополнительной изоляции на дому в течение 12 дней. Дети, перенесшие даже легкую форму скарлатины, поправляются медленно, хотя и начинают посещать школу. Так, из 100 учащихся, обследованных М. К. Осколковой (64 из них переболели легкой формой, 33 среднетяжелой и 3 детей тяжелой формой), у 38 были отмечены явно выраженные расстройства сердечно-сосудистой системы (расширение сердца, аритмии, систолический шум), у 42 более слабые и только у 20 детей они отсутствовали. В. И. Молчанов один из первых указал на связь скарлатины с ревматизмом. Установлено, что у 5—12%' детей, переболевших скарлатиной, развивается ревматизм. Именно поэтому очень важно следить за состоянием сердечно-сосудистой системы учащегося, перенесшего скарлатину. При имеющихся сердечно-сосудистых изменениях, если природа их неясна, ребенка берут на систематический диспансерный учет; ему назначают щадящий режим и дополнительные оздоровительные мероприятия. Если возникает подозрение на развивающийся ревматический процесс, ребенка ведут как больного ревматизмом.
 
       Одним из поздних и относительно частых осложнений является скарлатинозный нефрит. Прежде чем ребенок, перенесший скарлатину, направляется в школу, у него должна быть исследована моча и указание об этом должно быть в выписке из истории болезни. При наблюде-нии в школе у ребенка должно быть проверено артериальное давление. Если у учащегося появляются жалобы на головную боль, отмечается бледность или начинает повышаться максимальное артериальное давление, необходимо срочно проверить мочу. При появлении изменений в моче, даже если они нерезкие, ребенку необходимы постельный режим и проведение тщательного лечения нефрита. Нельзя ни в коем случае игнорировать даже нерезкими изменениями, так как нефрит, протекающий сначала нетяжело, может внезапно дать бурное течение или принять хроническую форму.

Противоэпидемические мероприятия при скарлатине

 
        Специфических профилактических прививок против скарлатины нет. Выявленного в школе заболевшего ребенка направляют с сопровождающим домой. Дальнейшее лечение больного скарлатиной может проводиться или на дому, или в стационаре. Этот вопрос решается участковым врачом совместно с эпидемиологом.
 
       О заболевшем скарлатиной или подозрительном на скарлатину учащемся извещают районного эпидемиолога и участкового врача.
 
       В классе после удаления больного проводится санитарная обработка — часть стен, покрытых масляной краской, двери, подоконники, парты, дверные ручки тщательно протирают 0,5% осветленным раствором хлорной извести; коридоры и уборные хорошо проветривают, после чего производят обычную влажную уборку. Буфетную посуду кипятят.

Предупреждение скарлатины в детских учреждениях 

 
       Предупреждение скарлатины в детских учреждениях складывается из мероприятий, направленных, с одной стороны, на предупреждение заноса инфекции, с другой — на ее быструю ликвидацию. Для борьбы с заносом скарлатины в детские учреждения нужна прежде всего осведомленность о состоянии заболеваемости в домашнем окружении.
 

        Детские учреждения должны регулярно получать из поликлиники быструю и четкую сигнализацию о всех заболеваниях, возникших в окружении ребенка, посещающего школу. Бывших в контакте и не болевших скарлатиной детей, посещающих дошкольные учреждения, 1-й и 2-й класс школы, не допускают в них в течение 7 дней с момента изоляции больного. За учащимися старших классов и взрослыми, не болевшими скарлатиной, устанавливается медицинское наблюдение в течение 7 дней с момента удаления больного. Больного ангиной из очагов скарлатины (ребенок или взрослый) не допускают в школу в течение 12 дней. 

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.