Особенности развития детей школьного возраста

      Современное состояние физиологической науки, заложившее осно­ву возрастной физиологии, законы нервной деятельности, разработан­ные И. М. Сеченовым, Н. Е. Введенским, А. А. Ухтомским и др., а за­тем учение И. П. Павлова и его сотрудников о физиологии высшей нервной деятельности позволили подойти к научному обоснованию та­ких актуальных проблем воспитания и охраны здоровья детей и под­ростков, как:       1) совершенствование физического развития, состояния здоровья и предупреждение заболеваний,

    2) обоснование правильного режима труда и отдыха, а также обеспечение высокой продуктивности умственной и физической работы и борьба с утомлением учащихся,

    3) обоснование правильного воспитания учащихся в семье и школе,

    4) организация внешней среды в школе и дома в соответствии с фи­зиологическими особенностями детей.

   Гениальные идеи И. П. Павлова легли в основу возрастной физио­логии, на которой базируется современная педиатрическая наука:

 1)  Для педиатрии особенно важной является идея о целостности организма: организм — это единое целое, а не механическое соеди­нение клеток, тканей и органов; все части организма находятся в тес­ной взаимосвязи, все они так или иначе влияют друг на друга.

 2)  Другая идея — идея о нервизме (признание руководящей ро­ли нервной системы в функциональной деятельности всех органов в процессе роста, развития и обменной функции организма). Эта особен­ность нервной системы реализуется путем бесчисленных безусловных и условных рефлексов.

3)  Третьей руководящей идеей явилось учение о единстве ор­ганизма и внешней среды. Огромная роль факторов внешней среды особенно отчетливо проявляется в ранних стадиях физического и нервно-психического развития ребенка и открывает неограниченные возможности путем улучшения внешней среды добиваться совершен­ствования развивающегося детского организма.

    Ребенок — это не маленький взрослый. Организм ребенка, его ор­ганы и ткани по сравнению с организмом взрослого имеют качествен­ные и количественные особенности. В постэмбриональном периоде че­ловека различают три стадии: созревание, зрелый возраст, старение, протекающие под воздействием внешних и внутренних факторов.

    Развитие человеческого организма представляет непрерывный процесс, который продолжается на протяжении детства, юношества и зрелого возраста, т. е. всей жизни человека. Однако степень и значи­мость изменений, происходящих в организме человека в течение его жизни, неодинаковы. Наиболее интенсивно процесс развития происхо­дит в детские и юношеские годы и замедляется до минимума в зрелом возрасте. Период интенсивно идущих процессов развития, дифференцировка органов и тканей тесно связаны с периодом роста — увеличением массы тела, величины органов и всего организма. С перехо­дом в зрелый возраст рост организма человека заканчивается, но раз­витие его продолжается {хотя и мало интенсивно) и выражается глав­ным образом в совершенствовании взаимоотношений организма со сре­дой, в приобретении навыков, знаний и умений.

     Рост и развитие — понятия не однозначные. Развитие означает морфологические и функциональные изменения, а рост—уве­личение массы отдельных органов и всего тела. Однако оба эти про­цесса тесно связаны между собой, и гармоничное нормальное развитие ребенка возможно только при правильном развитии и росте всех тка­ней органов и систем организма.

     Рост ребенка происходит непрерывно, но неравно­мерно, как в отношении общего и абсолютного прироста, длины и ве­са тела, так и в отношении роста отдельных частей тела. Неравномер­ность в процессе роста отдельных частей тела ребенка приводит к из­менению его пропорций. Так, размер головы с возрастом относительно уменьшается. Одновременно происходит изменение абсо­лютной и относительной длины конечностей. Изменение общих разме­ров и пропорций тела связано с увеличением внутренних органов.

    Наиболее интенсивный рост наблюдается на первом го­ду жизни и в начале периода полового созревания, т. е. в 11—12 лет у девочек и в 13-14 лет у мальчиков. К 18—20 годам у женщин и к 22—25 годам у мужчин рост прекращается.Годовые показатели полового развития детей школьного возраста

Вес ребенка, так же как и рост, увеличивается неравномерно. Наи­большая прибавка в весе происходит в течение первого года жизни и в период полового созревания.

Соответствующее возрасту ребенка увеличение его роста и разме­ров отдельных органов является одним из важнейших показателей об­щего развития и состояния здоровья, поэтому в практической работе школьного врача большую роль играют регулярные антропометриче­ские обследования детей.

Увеличение размеров тела ребенка — собственно рост, а также из­менение пропорций отдельных частей тела неразрывно связаны с мор­фологическим изменением органов и тканей, с интенсивно идущими, особенно в раннем возрасте, процессами тканевых, клеточных дифференцировок и формообразований. Важно подчеркнуть, что процессы роста и морфологического совершенствования, т. е. развитие всех органов и тканей, происходят одно­временно с их функциональным совершенствован и- е м. «Вся органическая природа является одним сплошным доказатель­ством тождества или неразрывности формы и содержания. Морфоло­гические и физиологические явления, форма и функция обусловливают взаимно друг друга»1.

    В целостной деятельности человеческого организма, в частности растущего и развивающегося детского организма, ведущая роль принадлежит центральной нервной системе и в пер­вую очередь коре головного мозга. Нервная система ребен­ка, регулируя и координируя отдельные функции органов и систем и взаимоотношения с окружающей средой, сама непрерывно развивается и совершенствуется, что ведет к усложнению и уточнению внутренней координации функций и связей организма с окружающей средой.

      Большое значение в процессе роста и развития организма имеет обмен веществ, происходящий в детском организме особенно ин­тенсивно, со значительным преобладанием процессов ассимиляции над процессами диссимиляции. Регуляция этих процессов осуществляется также нервной системой.

     Процессы роста и развития, происходящие в организме ребенка, имеют свои закономерности, осуществление которых происходит в не­прерывном взаимодействии с окружающей средой.

     Создание благоприятных условий для развития детского организма, способствующих наиболее правильному и гармоничному проявлению этих внутренних закономерностей развития, и является задачей семьи, органов народного здравоохранения и народного образования.

     В школьном возрасте умственное и физическое воспитание ребен­ка возможно только в результате его активного взаимодействия с ок­ружающей средой, так как только активная трудовая деятельность может обеспечить нормальное развитие ребенка — его нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, а также внутренних органов.

    Труд — активное воздействие человека на окружающую природу— создал человека. Огромна роль труда в историческом процессе возникновения человека, его филогенезе. Велика роль труда и в онтогенезе человека, в развитии и становлении человеческого организма, на всех этапах детства, отрочества и юности. Мышечная деятельность вызывает усиленное развитие не только мышц и опорно-двигательного аппарата, но и сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системы, а также развитие коры головного мозга. Это связано с созданием тонкой рефлекторной координации проприоцептивных условных рефлексов с клетками двигательной зоны коры больших полушарий головного моз­га. В то же время развитие точности и координации процессов возбуж­дения и торможения, связанных с усложнением условно рефлекторной деятельности в результате умственного развития и воспитания, ведет к увеличению возможностей более сложных, точно рассчитанных и коор­динированных движений. Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе очеловеченья обезьяны» говорит: «Он (труд) — первое основ­ное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» Однако характер этого труда, величины трудовой нагрузки, степень активного трудового взаимодействия ребенка и окружающей среды должны соответствовать физическим и умственным возможностям каждого возрастного периода.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.