Физические упражнения в режиме учащихся (школьников)

         Помимо физических упражнений, применяемых в школе на уроках физической культуры, большое оздоровительное и воспитательное значение имеет 

Физические упражнения в режиме учащихся (школьников)

предусмотренная программой гимнастика до уроков, физкультурные паузы на уроках, игры на переменах, а также утренняя гигиеническая гимнастика, проводимая учащимися дома. Упражнения для гимнастики до уроков и физкультурных пауз подбирают из программного материала для соответствующего класса.

         Роль гимнастики до уроков заключается в регулировании процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Получаемая при этом сравнительно небольшая физическая нагрузка действует регулирующе через кору на подкорковые отделы головного мозга, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обмен веществ. Влияние такой гимнастики на центральную нервную систему весьма важно, так как дети часто приходят в школу чрезмерно возбужденными или заторможенными вследствие воздействия на них самых разнообразных раздражителей. С этой точки зрения показано применение гимнастики до уроков и в первую, и во вторую смену.

       Особый акцент делается на упражнениях, способствующих сохранению и улучшению осанки. Каждое упражнение повторяют 5—6 раз. Продолжительность такой гимнастики 6—10 минут, если она проводится в специальном помещении (зал, коридор), на пришкольной площадке, и 5—6 минут,, если она проходит в классе.

       В теплое время года гимнастика до уроков проводится на свежем воздухе, а если в помещении, то при открытых окнах; в холодное время года — в помещении при открытых фрамугах или форточках. Помещение предварительно хорошо проветривают и убирают. За этим должны следить учащиеся, дежурные по школе и по классу.

Приводим общую схему гимнастики до занятий в школе

Вводная часть гимнастики до занятий

        Вводная часть проводится в течение 3 минут и разрешает следующие задачи: организацию класса и подготовку организма учащихся к предстоящей работе.

        Здесь даются строевые, порядковые, общеразвивающие и подготовительные упражнения, сопровождающиеся специальными указаниями о сохранении правильной осанки.

Основная часть гимнастики до занятий

      Основная часть проводится в течение 10 минут и разрешает такие задачи, как проработка крупных мышечных групп, улучшение согласованности движений, усиление деятельности легких, сердца и повышение общей работоспособности учащихся. Для этого дают общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег, простые прыжки, сопротивление, равновесие, преодоление простейших препятствий и малоподвижные, мобилизующие внимание игры.

Заключительная часть гимнастики до занятий

       Заключительная часть проводится в течение 2 минут с целью постепенного снижения нагрузки и общего успокоения организма. Для этого применяются медленная ходьба, упражнения, успокаивающие деятельность сердечно-сосудистой системы, расслабляющие мышцы и отвлекающие внимание; заканчивается эта часть урока организованным, спокойным уходом в класс.

        Физкультурные паузы надо проводить на 3—4-м уроке за 15—20 минут до конца его с целью предупреждения утомления. Для физкультурных пауз, которые проводятся в классе у парты, подбирают 3—4 простейших упражнения (повторяемые 3—5 раз каждое) для мышц спины, плечевого пояса и ног. Упражнения для мышц спины можно делать и сидя на парте, в виде потягивания и выпрямления корпуса. Физкультурные паузы проводит преподаватель или под его руководством специально подготовленный учащийся. Очень важно, чтобы врач был инициатором проведения гимнастики до уроков и физкуль-турных пауз и проверял комплексы упражнений. Врач должен следить за санитарным состоянием мест, где проводятся занятия, привлекая к этому медицинскую сестру, педагогов, санитарный и физкультурный актив класса.

          Для проведения физкультурных пауз необходимо открыть в классе окно, а в холодное время года — форточку, фрамугу. Для выполнения упражнений учащийся должен встать и выйти в проход около партьг или стола, расстегнуть воротник и ослабить пояс. Физкультурная пауза проводится в течение 2—3 минут и включает три упражнения, охватывающие большие мышечные группы, выпрямляющие позвоночник, расширяющие грудную клетку, устраняющие застойные явления крови в брюшной полости и нижних конечностях. Движения должны быть простыми, хорошо знакомыми всем учащимся и соответствовать возрастным особенностям детей. Для физкультурных пауз используются элементарные движения конечностей и корпуса, усиливающие дыхание и кровообращение.

Физические упражнения в режиме учащихся (школьников)

Приводим примерную схему физкультурной паузы на уроке:

         Первое упражнение для мышц рук, плечевого пояса и спины типа «потягивания»: поднимание рук вверх и в стороны с прогибанием спины.

         Второе упражнение для мышц ног и получения общефизиологического эффекта: приседания, подскоки, ходьба на месте с высоким подниманием колен.

        Третье упражнение для мышц туловища: наклоны, повороты и круговые движения.

        Содержание физкультурных пауз обычно разнообразится путем изменения упражнений через каждую неделю.

Игры на переменах

       Большое оздоровительное значение в режиме дня учащегося имеют подвижные игры на переменах, особенно на больших. Такие игры являются хорошим отдыхом между уроками; они как бы снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему ребенка, улучшают его эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Если на обычных переменах можно ограничиться лишь предоставлением детям соответствующих условий для свободных игр в зале, школьном дворе, саду или спортивной площадке, то на больших переменах желательно организованное проведение подвижных игр — в начальной школе силами учителей, а в средней школе — преподавателем физкультуры с привлечением спортивного актива учащихся. В старших классах для отдыха на больших переменах можно рекомендовать игру в волейбол.

         Утреннюю гимнастику, так называемую зарядку, учащиеся делают дома, сразу после сна. Задание для проведения зарядки в виде комплекса упражнений следует разучивать на уроке физкультуры.

       В отношении детей с нарушениями осанки и деформацией позвоночника преподаватель вместе со школьным врачом уточняет более важные для каждого учащегося корригирующие упражнения.

         Для того чтобы учащиеся систематически занимались дома зарядкой, очень важно, чтобы преподаватель физкультуры производил проверку ее выполнения отдельными учащимися на уроках физкультуры, а школьный врач обращал внимание на важность этого мероприятия при беседе с учащимися и их родителями.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.