Горячие завтраки в школе

          Дети проводят в школе не менее 4—5 часов и за это время тратят много энергии, энергетические траты детей за этот период составляют около 600 калорий, не считая трат на ходьбу в школу и обратно. Длительные перерывы в приеме пищи вредно отражаются на состоянии здоровья детей, на их успеваемости.

      Специальными исследованиями доказано, что у учащихся, не зав-тракающих в школе (а таких много главным образом в старшем возрасте), снижена работоспособность по сравнению с завтракающими и что утомление зрительно-моторного аппарата у них наступает быстрее (табл. 43).

Изменение общей работоспособности и зрительно-моторной  реакции у детей в конце учебного дня

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

        Поэтому среди мероприятий, способствующих оздоровлению детей школьного возраста, организация в школе горячих завтраков должна занять видное место. Принимая во внимание данные Института питания Академии медицинских об энергетических тратах детей в школе, следует определить калорийность горячих завтраков не менее чем в 600—700 калорий. Что касается качественной стороны завтрака, то в нем за счет белков должно покрываться около 15% калорий, жиров 25% и углеводов 60%. Набор продуктов для горячих завтраков должен быть разнообразным и содержать также необходимые детям минеральные вещества и витамины.

        Примерный набор продуктов для школьных завтраков приводится в табл. 44.

       Продукты должны быть свежие, хорошего качества (первосортные). Блюда надо готовить вкусно и разнообразить меню.

Примерный набор продуктов для горячих завтраков в школе  на одного ребенка

 

 Ниже приводится примерное меню на 10 дней

Примерное меню горячих завтраков

 

         В нем предусматривается пять мясных блюд, два рыбных, одно творожное, одно овощное и одно крупяное. Яйца употребляют только при приготовлении блюд, а не дают их в чистом виде. Дети в возрасте 7—11 лет получают на завтрак 75 г, старше 11 лет 150 г хлеба.

         Калорийность приведенных завтраков без хлеба колеблется от 455 до 630 калорий, количество белка, жиров и углеводов тоже соответственно изменяется. Желательно, чтобы в школьных буфетах было, кроме того, молоко и молочные продукты (кефир, ацидофилин, простокваша, творожные сырки, плавленый сыр), хлебобулочные изделия, чай, кофе. Кондитерские изделия и сладости должны быть изъяты из ассортимента школьных буфетов, так как излишнее и беспорядочное употребление сладостей нарушает аппетит и ухудшает пищеварение.

        Школьный врач, педагоги и актив родителей должны пропагандировать горячие завтраки в школе. Надо добиваться, чтобы все дети получали горячий завтрак. Для того чтобы столовая могла работать планово, необходимо заранее, хотя бы накануне, точно знать количество завтракающих детей

         Горячий завтрак дети должны получать всегда в одно и то же время, под наблюдением педагога, в специально предназначенном и соответствующим образом оборудованном помещении.

         Поскольку в настоящее время увеличивается возможность организации горячих завтраков в школах, необходимо изыскать все возможности для максимального охвата ими учащихся. Для этого все небольшие помещения площадью до 30—40 м2, отводившиеся раньше под буфеты, превратить в кухни, готовящие горячие завтраки из полуфабрикатов и по специальному меню в соответствии с местными возможностями. Оборудование кухонь и санитарные требования к технологическому процессу приготовления пищи должны быть согласованы с пищевым санитарным надзором. Для места приема пищи (столовой) следует выделить специальное помещение. Минимальная норма площади в столовой на одного учащегося 0,75 м2. Если площадь столовой только 50 м2, что бывает чаще всего, в ней можно организовать завтрак для 240 детей в течение двух перемен (по 20 минут каждая) с двумя потоками в каждую перемену.

        Организация школьных завтраков может быть различна и зависит от наличия специально отводимых для этого помещений. В разных школах число их колеблется от одного большого помещения буфета до кухни с подсобными помещениями, столовой и умывальной комнаты для детей.

         Несмотря на различные условия организации в школах помещений для приема завтраков, необходимо, чтобы проходы между столами и подходы к окну для выдачи блюд и к посудному шкафу "были свободными, так как дети частично сами себя обслуживают. Необходимо также увеличить количество умывальников для детей как при самой столовой, так и в умывальных комнатах того этажа, на котором она расположена. Во всех помещениях, предназначенных для приема пищи, нельзя допускать проведение каких-либо занятий за 2 часа до приема пищи во избежание загрязнения воздуха помещений и затруднения при радикальной влажной 

Примерный набор продуктов для обедов в школе  при продленном дне на одного ребенка

уборке столов и пола и для сквозного проветривания до и после завтрака. Оборудование помещений должно состоять из соответствующей портативной мебели и по возможности небольших по размерам столов на 4—6 человек. На столах должны стоять графины с питьевой водой. Допускаются бачки с запирающейся крышкой и набором чистых стаканов или кружек в местностях, где необходимо воду предварительно кипятить и остуживать. Однако наилучшим способом обеспечения детей питьевой водой в местностях, где нет нужды в кипячении воды, являются фонтанчики — в столовой, буфете и коридорах (по этажам). Организация школьных завтраков при любых условиях требует участия педагогов младших классов, родительского комитета и санитарного актива учащихся.

        В каждой школе должны иметься санитарные правила по устройству мест приема пищи, а у обслуживающего персонала — «личные санитарные книжки». Дети, находящиеся в школе на продленном дне, должны получать, кроме горячего завтрака, еще и обед. В табл. 45 приводятся примерный набор продуктов обеда для детей в возрасте 7—10 лет.

          Правильная организация школьных завтраков имеет большое значение в отношении привития культурно-гигиенических навыков (мытье рук, пользование столовым прибором, еда без торопливости, разговоров, шума и т. д.). Учитывая, какое большое влияние оказывает окружающая обстановка на пищеварение, необходимо сделать столовую светлой, чистой, уютной. Столы должны быть хорошо сервированы —покрыты чистыми белыми скатертями или клеенками светлых, привлекательных тонов, тарелки и приборы аккуратно расставлены, хлеб нарезан. Блюда надо готовить вкусно, чтобы они издавали приятный аромат.

           В тех школах, где имеются соответствующие помещения — моечная, заготовочные, кухня, раздаточная, холодильник, завтраки и обеды можно готовить на месте. В школы, не имеющие таких помещений, их следует доставлять с фабрик-кухонь, из крупных столовых и т. д.  В этих школах следует предусмотреть помещение для подогрева а раздачи пищи.

Примерное меню обедов в школе при продленном дне

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.