О нервных детях, умственном и физическом переутомлении

     Неврозами у детей дошкольного возраста называют нарушения функционального состояния нервной системы. Состояния повышенной детской нервности, как правило, обратимы. Устранение причин ее появления обеспечивается в комплексе общеоздоровительных мероприятий: закаливание, достаточное пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня. В этих условиях невротические состояния обычно ликвидируются.

Причины возникновения невротических состояний

     Основными причинами возникновения невротических состояний являются чаще всего интоксикация детского организма — наличие очагов хронической инфекции (хронический тонзиллит, кариозные зубы, аденоидные разращения), постоянное воздействие шума, особенно в крупных городах, конфликтные ситуации в семье, почти постоянное напряжение органов чувств (слуха, зрения), неправильное воспитание в семье ребенка (потакание его капризам, избалованность, изнеженность, отлучение от самостоятельности, отказ от приобретения трудовых навыков). В результате если вдруг не выполнить желание такого ребенка, его каприз, то это приводит к нервному срыву, а их учащение в конце концов к неврозу. Такие дети, поступив в школу, попадают в необычную среду, с трудом вживаются в коллектив, иногда очень болезненно переживают отлучение от семьи, дома, часто удручены пребыванием в школе.

     Для детей с неврозами характерен беспокойный сон, иногда прерывистый, быстрая физическая и умственная утомляемость, высокая степень раздражительности, неустойчивое настроение. Такие дети непоседливы, возбуждены. Они не могут сосредоточить внимание, легко отвлекаются, нередко жалуются на боли головные и в различных частях тела, органах, на потливость, головокружения, например при езде в транспорте. Эти жалобы усиливаются при волнениях. Для уменьшения степени выраженности невротических реакций, ликвидации их необходим тесный контакт родителей с врачом-невропатологом, рекомендации которого кладутся в основу лечения. Прежде всего следует ликвидировать хронические очаги инфекции, строго соблюдать режим дня. Длительно, на несколько недель ребенку назначают успокаивающие нервную систему препараты валерианы или пустырника. Медикаментозные средства самостоятельно давать ребенку запрещается, можно применять лишь те лекарства, которые назначены врачом-невропатологом.

     Очень характерна для детей дошкольного возраста быстрая утомляемость, физическая и умственная, обусловленная физиологическими особенностями детского организма. Повышение устойчивости детского организма к факторам, приводящим к частой утомляемости, целесообразно начинать уже за год-полтора до поступления ребенка в школу.

     Физическая и умственная утомляемость сказывается отрицательно на восприятии учебного материала в школе, качество обучения в значительной мере снижается, успеваемость ухудшается. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо воспитывать хорошую работоспособность будущего школьника в комплексе медицинских и педагогических мероприятий, о которых далее пойдет речь.

    Специалистами по физиологии детского возраста установлен факт зависимости работоспособности ребенка от степени гармоничности его развития. Физическая работоспособность в достаточной мере обеспечивается нормальным физиологическим развитием ребенка. Конечно, физически дети развиваются неодинаково, строго индивидуально и в дошкольном возрасте. При пропорциональном развитии со свойственным воз-расту нормальным соотношением роста и. массы тела (веса) мышечная сила выше в сравнении с теми детьми, у которых рост в значительной степени опережает массу тела. Вот почему дошкольникам высокого роста рекомендуются физические упражнения, направленные на усиление развития мышечной системы, что достигается подбором соответствующих физических упражнений, более подвижных игр. Таким детям следует строго выполнять режим дня, совершать постоянно удлиняющиеся по расстоянию прогулки, выполнять физические упражнения, направленные на развитие координации движений, чувства равновесия и ориентирования в пространстве, ловкости и быстроты реакции. При выборе комплекса физических упражнений и двигательных игр учитываются, конечно, состояние здоровья ребенка, физическая подготовленность его, индивидуальные особенности. Правильно организованная и хорошо подобранная двигательная активность доставляет детям радость, удовольствие в умении ловко делать то или иное упражнение. Без этого у детей не появляется интерес к физическим упражнениям, играм. Это относится и к привитию трудовых навыков. А полученные еще в дошкольном возрасте навыки у детей сделают успешными выполнение более сложных трудовых действий, занятий физической культурой в школе. Такая двигательная активность хорошо тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Известно, что после физической нагрузки обычно учащаются пульс и дыхательные движения, а у тренированного ребенка учащение дыхания и пульса выражено слабее и исчезает быстрее, что является признаком выносливости.

     У детей с избыточной массой тела (полнота, ожирение) выносливость и работоспособность значительно снижены по сравнению с детьми, у которых соотношение массы тела (веса) и роста соответствует возрастным нормативам. Поэтому выполнение физкультурных упражнений, подвижные игры вызывают у них быстрое физическое утомление (сердцебиение, одышку, неприятные ощущения в мышцах). При этом утомление у детей с ожирением снимается более медленно, также долго восстанавливается работоспособность. Такие дети испытывают трудности от достаточно продолжительных занятий в школе.

    Почему уделяется так много внимания двигательной активности ребенка дошкольного возраста? Ответ может быть только однозначным: надо приучить ребенка к физической культуре, чтобы двигательная активность с малых лет стала повседневной физиологической потребностью человека. И это поможет предупредить развитие физического переутомления в школе. В настоящее время в связи с изменившимися условиями труда и быта людей одной из основных проблем сохранения их здоровья является преодоление гиподинамии, то есть недостаточной двигательной активности, приводящей к ожирению, предрасполагающей к заболеваниям сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной и других систем. Основной формой развития двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры. Не следует родителям забывать и о физкультурном движении — различных кружках, группах общей физической подготовки, секциях при добровольных спортивных обществах.

     Допуск дошкольников к занятиям в спортивных секциях осуществляется только с разрешения детского врача, после тщательного обследования в поликлинике. В противном случае значительные по интенсивности физические упражнения, спортивные тренировки вызовут перегрузку организма ребенка с тяжелыми последствиями для него. Двигательная активность ребенка дошкольного возраста должна стимулироваться с учетом индивидуальных особенностей его организма, показателей физического развития, функционального состояния внутренних органов.

    Рассмотрим теперь вопросы об умственной работоспособности ребенка и об умственном переутомлении в дошкольном возрасте.

     В связи с наблюдающимся явлением акселерации — ускорением физического развития детей всех возрастов — возник вопрос и о скорости их умственного развития. Действительно, осуществляется ли умственное развитие в данном случае одновременно с физическим или оно отстает? Результаты исследования детей школьного возраста показывают, что среди школьников с ускоренным физическим развитием в 88 % случаев развиваются соответственно быстро и умственные способности, в то время как среди детей с обычными темпами физического развития только в 44 % случаев. У детей дошкольного возраста подобной закономерности установить не удалось, но у детей 5—6 лет с ускоренным физическим развитием отмечено наличие более развитой памяти, выявлены больший объем знаний, выраженный интерес к окружающей среде. Однако, как и у остальных детей со средними показателями физического развития, снижение умственной работоспособности наступает довольно быстро. При этом нарушается прежде всего их внимание: они отвлекаются, смотрят по сторонам, при чтении или беседах с ними задают вопросы, не относящиеся к теме разговора.

    Исследования показывают, что при напряженной умственной деятельности количество сокращений сердца увеличивается, умеренно повышается артериальное давление. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем: даже незначительные отклонения в этой взаимосвязи приводят к умственному утомлению, результатом которого является снижение работоспособности.

     Тренировка умственной работоспособности в этом возрасте, а тем самым и профилактика утомляемости детей в школе достигается постепенным увеличением информации для них в течение последних двух лет перед поступлением в школу (чтение книг, устные рассказы, прослушивание детских радиопередач и т. д.). Вместе с тем обращается серьезное внимание на укрепление здоровья и функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чему способствуют систематические занятия физкультурой соответственно возрасту (утренняя гимнастика, оздоровительный бег, подвижные игры, особенно на свежем воздухе, прогулки в любую погоду, короткие пешие походы, катание на лыжах, санках), чередование умственных и физических нагрузок, овладение трудовыми навыками, строгое соблюдение режима дня.

     Здоровый, хорошо тренированный, физически развитый, с определенными трудовыми навыками ребенок дошкольного возраста хорошо адаптируется к школьной обстановке и без каких-либо трудностей овладевает школьной программой обучения.

    Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на элементы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Нередко, особенно когда в семье только один ребенок, об этом забывают, стремятся освободить его от всех дел и занятий, которые он может выполнить самостоятельно, например, аккуратно сложить свою одежду, убрать постель. Приобщение к труду способствует воспитанию воли, принятию самостоятельных решений, преодолению трудностей, что так нужно при обучении в школе и в жизни.


Читайте также : njkenpo.com.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.