Основы профилактики инфекционных заболеваний детей в школе

         В результате огромных успехов социалистического строительства, роста общей и санитарной культуры населения, планомерной борьбы с инфекциями, проводимой органами здравоохранения, в нашей стране достигнуты огромные успехи в ликвидации инфекционных заболеваний. Исчезла малярия, успешно осуществляется борьба с дифтерией, рядом других инфекций. Однако задача полной ликвидации одних инфекций, резкое снижение других остается еще одной из главных задач здравоохранения.

        Большое место в общей борьбе с инфекционными заболеваниями принадлежит медицинскому персоналу школ. Регулярно проводимая противоэпидемическая работа в школе является существенным звеном в общей цепи противоэпидемических мероприятий; к тому же борьба с инфекционной заболеваемостью — одновременно и борьба за укрепление здоровья учащегося. Известно, что даже сравнительно легкие и непродолжительно текущие заболевания оставляют неизгладимый след на всей последующей жизни ребенка. Глубокие изменения в организме ребенка происходят при таких заболеваниях, как дифтерия, скарлатина, корь, коклюш и др. При болезни Боткина, например, печень может остаться увеличенной в течение недель, месяцев и даже лет.

       Источники заноса инфекционного заболевания в школу различны:

-  дети в период инкубации и в начале продромального периода;

-  переболевший острой инфекцией и пришедший в класс раньше установленного срока;

 - дети, за время отсутствия в школе переболевшие легкими и стертыми формами заразного заболевания и допущенные к занятиям без справок лечащего врача.

       Имеет значение также пользование книгами, тетрадями, личными вещами, бывшими в употреблении больного. Для распространения некоторых инфекций существенное значение имеет несвоевременное выявление бациллоносителей.

        Организация борьбы с инфекционными заболеваниями в любом детском коллективе, в том числе и в школе, строится на следующих мероприятиях.

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

2. Повышение специфического и неспецифического иммунитета детей.

3. Быстрая ликвидация инфекции при ее заносе в учреждение.

        Вся оздоровительная работа с детьми, весь санитарно-гигиенический режим школы направлен на укрепление здоровья учащихся и, следовательно, на повышение общего неспецифического иммунитета по отношению к инфекциям.

        Огромным достижением современной медицины является возможность выработки специфического иммунитета против ряда инфекций (дифтерия, коклюш, столбняк, оспа, тифо-паратифозная группа и др.) путем профилактических прививок. В советском здравоохранении выработаны твердые схемы и сроки проведения различных прививок (вакцинация и ревакцинация).

         Для большинства инфекций вакцинация проводится в грудном и дошкольном возрасте; в школе же проводится ревакцинация. Правильная и своевременная (по срокам) организация ревакцинации имеет исключительное значение, так как только таким путем можно поддерживать противоинфекционный иммунитет на требуемом уровне.

Органами здравоохранения утверждена следующая схема вакцинации и ревакцинации против инфекционных заболеваний

Схема предохранительных прививок

 

        Ревакцинацию у учащихся проводит медицинская сестра прививочного кабинета поликлиники или школьная медицинская сестра под контролем врача. Детей для ревакцинации отбирает врач. Ребенок должен быть осмотрен и у него должна быть измерена температура.

        Противопоказанием для ревакцинации ребенка является:

-   лихорадочное состояние, острое инфекционное заболевание, включая период реконвалесценции (не менее 2 месяцев после клинического выздоровления);

-    туберкулез в период острых явлений, острые кишечные расстройства, болезни крови, геморрагические диатезы, сахарный диабет, нефрозо-нефрит, хронический нефрит с периодическими обострениями, пиурия, заболевания сердца в стадии декомпенсации, выраженные явления ревматической инфекции (артрит, кардит, хорея), аллергическое состояние (астма, пищевые и другие идиосинкразии).

          Данные о проведенных прививках заносят в медицинскую карту ребенка.

 

          Как мы указывали, одним из источников инфекции в школе является учащийся, пришедший в класс до конца карантина по заразной болезни или в период инкубации при контакте, поэтому очень важно медицинскому персоналу знать все сроки изоляции при различных инфекциях. 

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.