Режим сна учащихся

      Сон предоставляет организму полный отдых, необходимый для восстановления работоспособности всех его органов и систем. Особое значение имеет сон соответствующей длительности и глубины. Глубина сна определяется обычно частотой непроизвольных движений и наличием или отсутствием сновидений.

       Объективными наблюдениями методом регистрации движений во время сна доказано, что при длительных нарушениях в режиме, например при увеличении учебных нагрузок перед экзаменами, меняется характер сна, увеличивается число непроизвольных движений. Глубокий сон без сновидений говорит о положительном качестве этого процесса. При прерывистом и неглубоком сне недостаточно восстанавливается работоспособность нервной ткани. А недосыпание, особенно если оно длительное, может привести к патологическим отклонениям в состоянии здоровья. Примеры связи недосыпания и работоспособности приведены на следующих кривых 

Изменение работоспосооности уча- щихся в зависимости от длительности ночного  сна детей

(рис. 54).

      Качество сна детей зависит не только от условий (постель, микроклимат в помещении и др.), но и от того, какие виды занятий предшествовали отходу ко сну. Сильное возбуждение, активная мышечная деятельность, как и чрезмерное умственное напряжение, не способствуют спокойному и быстрому засыпанию и глубокому сну. Поэтому после ужина рекомендуются спокойные игры и занятия и обязательная прогулка перед отходом ко сну.

       Необходимым условием является также отход ко сну всегда в одно и то же время. В условиях семьи это часто нарушается при отсутствии возможности изолировать ребенка в отдельном углу или в отдельной комнате. В условиях школы-интерната, детского дома, пионерского лагеря установленное время начала сна должно строго соблюдаться.

     Своевременный сон всегда приводит к стойким хорошим результатам: дети быстро засыпают и легко пробуждаются, рефлекс на время сна у них упрочивается.

       Для здоровых детей установлены следующие физиологические нормы длительности сна:

-  для 7-летних детей 12 часов в сутки (в том числе дневной сон в течение 1 — 1/2 часов);

- для детей 8—9 лет длительность ночного сна 10—11 часов,

- для детей 10—11 лет—10—11 часов,

- для детей 11 —12 лет—10 часов,

- для подростков 13—15 лет— 9 часов

- сон подростков 16 лет и старше приближается по длительности ко сну взрослых, т. е. к 8—8 1/2 часам.

      Для детей 7—8 лет и более старших с отклонениями в состоянии здоровья требуется также полный отдых — сон в середине дня. После дневного сна у детей наступает полное восстановление работоспособности (Л.А.Александрова, В. В. Крыжановская, Л. В. Михайлова и др.).

       Целесообразность дневного сна для учащихся 1-го класса не требует специальных доказательств, так как для них режим дня с дневным отдыхом и сном является естественным продолжением режима в детском саду.

       В летнее время года сокращается установленная длительность сна для детей разных возрастов, начало и конец сна передвигается на один час. Младшим детям рекомендуется дневной сон при любых условиях— пребывание на даче, в городе.

     В пионерских лагерях в условиях активного пребывания на свежем воздухе потребность в сне увеличивается, для этого в режиме дня выделяется от 1 до 2 часов.

    Наиболее эффективен сон на свежем воздухе. Это доказано долголетним опытом санаторных учреждений и лесных школ. При этом значительно улучшается здоровье, нормализуется состав крови, увеличивается сопротивляемость организма к инфекциям и пр. Поэтому такой тип организации сна, как ночного, так и дневного, при полном учете климатических условий должен быть рекомендован во всех школьных учреждениях с круглосуточным пребыванием в них.

     Школа должна помочь семье сохранить нормальную длительность сна детей, имеющую большое значение не только для здоровья и физического развития, но и для школьной успеваемости. Следует принять более активные меры для ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, поскольку длительность выполнения их служит основной причиной недосыпания и других нарушений в суточном режиме. Эти нарушения в режиме приводят к снижению общей успеваемости. Например, среди детей, выполнявших дневной режим труда и отдыха и имевших сон нормальной длительности, обучавшихся на «хорошо» и «отлично» было 51,7%, а среди детей «недосыпавших» в тех же общих условиях режима таких детей было только 9%; детей неуспевающих в первой группе совсем не было, а во второй их было 12,5%; среди детей, «частично нарушавших» режим труда и отдыха, но имевших сон нормальной длительности, хорошо и отлично успевающих было 31,3% и неуспевающих 9,4%, среди недосыпающих соответственно 4 и 37,5% (по Г. В. Цицишвили). 

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.