Как беречь здоровье дошкольника

     Понятие «здоровье человека» означает не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и духовное и социальное благополучие. Как это ни странно, но до настоящего времени нет четко определенного понятия «состояние нормы». В связи с этим прежде всего возникает вопрос: какого ребенка следует считать здоровым?
     Дело в том, что определить состояние нормы, разработать его критерии чрезвычайно трудно вследствие индивидуальных различий каждого конкретного ребенка. Как уже говорилось, детский организм по мере развития находится в состоянии постоянного совершенствования функций различных органов и систем, но у каждого ребенка это совершенствование происходит индивидуально, в соответствии с наследственностью и под влиянием факторов внешней среды, обстановки, в которой находится данный ребенок.

     Приведем такой простой пример. Допустим, масса тела (вес) у 5-летнего ребенка ниже средненормальной на 6 %. При этом он умственно развивается хорошо, не имеет никаких признаков хронических заболеваний. Считать ли его здоровым или нет, если один из признаков здоровья, а именно масса тела, ниже нормы. Только комплексная оценка всех факторов развития конкретного ребенка позволяет отнести его к той или иной категории по состоянию здоровья. Поэтому бывают и достаточно сложные ситуации такой оценки.
     Основоположники советской педиатрии врачи Г. Сперанский, М. Маслов и А.Тур разработали объективные признаки здорового ребенка, к которым относятся средние нормальные показатели роста, массы тела (веса), различные индексы физического развития, отсутствие признаков гиповитаминозов, нормальная толщина подкожного жирового слоя, хороший мышечный тонус, соответствующее возрасту развитие костной системы, психической и двигательной деятельности, положительный эмоциональный тонус, хороший аппетит, физиологически нормальная работа всех внутренних органов, хорошая сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
     Обсуждение здесь понятия «здоровый ребенок» объясняется тем обстоятельством, что среди многих родителей бытует такое мнение: если у ребенка выявлены какие-то функциональные изменения, то он болен. Детей этих держат на щадящем режиме, ограничивая двигательную активность, пребывание на свежем воздухе, освобождают от физической культуры. Гигиена девочек, также как и гигиена мальчиков особенности ухода , играют важную роль.

     С момента разработки перечисленных критериев прошло 30—40 лет. В настоящее время изменились условия жизни детей, изменилось питание, ликвидированы тяжелые социальные хронические заболевания и острые опасные инфекции. Разработаны объективные методы определения функционального состояния центральной нервной системы, дыхания, сердечно-сосудистой системы и многих органов. Появились такие феномены, как ускорение физического и функционального развития (акселерация), снижение двигательной активности (гипокинезия). И закономерно, что изменились вследствие этого методы и критерии оценки здоровья. Включены, например, показа-
тели функциональных особенностей детского организма, его выносливости, уровня умственной деятельности, физической и умственной работоспособности. Тем самым возросла сложность современных критериев определения состояния здоровья.
     Можно привести такой пример. У некоторых детей с ускорением физического развития появляются функциональные нарушения, например сердечно-сосудистой системы (вследствие повышения требований к ней быстрорастущим организмом). В результате может появиться и сердечный шум, носящий временный характер, который не вызывает ухудшения самочувствия ребенка и не отражается на двигательной активности, обычной работоспособности детей. С таким функциональным отклонением они ничем не отличаются от других здоровых детей и в таких случаях их принято считать практически здоровыми.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.