Типы высшей нервной деятельности у ребенка

      Все мы хорошо знаем, что лю­ди отличаются друг от друга своим характером. Это привело уже дав­но к созданию учения о конституциях и темпераментах людей. Еще в Древней Греции Гиппократ разделил людей на четыре типа: сангвини­ки, холерики, флегматики, меланхолики. Однако только исследования И. П. Павлова и его сотрудников позволили выявить физиологическую сущность этих различий.

     На основании экспериментов на животных И. П. Павлов сделал вы­вод, что нервные процессы в коре головного мозга, т. е. процессы воз­буждения и торможения, могут различаться у отдельных индивиду­умов по силеэтих процессов, их подвижности и степени урав­новешенности.Эти свойства нервной системы, характер процессов, возникающих в ней, определяют не только реакцию животного на ис­кусственные задачи, поставленные перед ним экспериментатором, но и, что самое главное, реакцию животного на окружающие условия, его приспособление к факторам внешней среды, его поведение.

     По силе уравновешенности и подвижности процессов высшей нерв­ной деятельности И. П. Павлов предложил различать следующие типы высшей нервной деятельности:

первый— сильный возбудимый безудерж­ный тип

второй — сильный уравновешенный медленный тип

третий— сильный уравновешенный быстрый тип

четвертый — слабый тип.

Сильный возбудимый, или безудержный тип нервной деятельности ребенка

      Тип характе­ризуется неуравновешенностью нервных процессов, сильным пре­обладанием процесса возбуждения и явной недоста­точностью тормозного процесса.

      Подобный неуравновешенный тип нервной деятельности с резким преобладанием процессов возбуждения соответствует, по мнению И. П. Павлова, холерическому темпераменту по Гиппократу. Люди с подобным темпераментом чрезвычайно активны, смелы, но не способны к торможению, и обстоятельства, требующие торможения, могут вы­звать у них нервные срывы и даже заболевания.

      Дети с холерическим темпераментомнелегко поддаются воспитанию, часто бывают чрезмерно подвижны и эмоциональны, с ни­ми надо много и кропотливо работать, приучая к сдержанности и тор­можению, постепенно усложняя задания, увеличивая требовательность к ребенку, к его поведению и труду. В этом случае необходима посте­пенная тренировка нервной системы. В частности, тренировка тормоз­ного процесса может приучить нервную систему безболезненно перено­сить такие нагрузки, решать такие задачи, которые до тренировки были непосильны и приводили к срывам высшей нервной деятельности.

     Лучше всего приспособлены к меняющемуся разнообразию окружа­ющих условий, к решению трудных жизненных задач люди и животные двух сильных, уравновешенных типов высшей нервной деятельности: тип спокойный,соответствующий флегматиче­скому темпераменту, и тип живой, соответствующий сангвиническому темпераменту.

     Оба эти типа характеризуются сильными, подвижными и уравно­вешенными нервными процессами. Их нервная система выдерживает без поломки и трудные жизненные ситуации, и трудные лабораторные задачи.

     Люди сангвинического темперамента, взрослые и дети, активные, подвижные, с живыми и разнообразными интересами.

     Люди с флегматическим темпераментом спокойны, не суетятся, но, как правило, прекрасные работники, могущие выдерживать длительный и напряженный труд. Учащиеся с сильным спокойным типом высшей нервной деятельности добросовестно и систематически работают и до­ставляют педагогу минимум забот.

Слабый тип (по И. П. Павлову)

    Характеризуется легкой рани­мостью нервной системы, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов, недостаточной способностью приспособляться к изменениям окружающей среды, неумением справиться с предлагаемыми животно­му более или менее трудными задачами.

    И. П. Павлов считает, что слабый тип животных соответствует меланхолическому темпераменту у людей (по Гиппократу). Меланхолики подходят робко и с боязнью ко всему новому в жизни, ждут только пло­хого, тормозят «главное проявление жизни» — движение.

    В школе и врачу, и педагогу следует осторожно и вни­мательно подходить к детям со слабым типом нервной деятельности,не перегружать их заданиями, при трудовой или бытовой неудаче ребенка не действовать окриком, наказанием, тем самым еще увеличивая нервную нагрузку, а дать отдых, помочь, при­ласкать, отнюдь, конечно, не говоря ребенку, что он «слабый тип» и ему поэтому делается скидка.

     Конечно, нельзя уложить все многообразие человеческих характе­ров в эти общие схемы, имеется много особенностей, отличий в силе или подвижности, преобладании того или другого нервного процесса, но эти характеристики все же вскрывают наиболее общие и характерные типы высшей нервной деятельности.

    Необходимо отметить, что И. П. Павлов говорит еще о специфиче­ских человеческих нервных типах, определяемых по характеру мышле­ния и восприятия. Это, во-первых, тип художественный.К нему относятся люди с наибольшим развитием первой сигнальной системы. Дети художественного мышления легче воспринимают образные кон­кретные факты и представления, их лучше обучать опытом, показом. Противоположный тип — мыслительный,с сильно развитой второй, сигнальной системой. Для детей этого типа самое важное словесное объяснение. Они обычно хорошо воспринимают выводы и хуже владеют конкретными фактами, им легко даются отвлеченные понятия. Но наи­более распространен тип с более или менее равным развитием обеих систем. Таким детям для усвоения материала нужно давать и словесные объяснения, и иллюстративный материал, и практические занятия.

     Н. И. Красногорский (1952) предложил положить в основу деления нормальных типов высшей нервной деятельности у детей координиро­вание взаимодействия коры и нижележащих отделов. На этом основа­нии он считает возможным различать у детей следующие четыре основ? ных типа: центральный —с точно уравновешенной деятельностью коры и подкорки, корковый —с резким преобладанием корковых функций над подкорковыми, подкорковый —с преобладанием под­корковых процессов, т. е. безусловных рефлексов над условными, и слабый —характеризующийся слабостью и быстрой истощаемостью функции нервных клеток как коры, так и подкорковых отделов.

    Тип нервной системы — качество врожденное, однако условия жиз­ни, воспитание могут многое изменить в характере нервных реакций и не только изменить, но и оказаться решающим фактором.

    В создании типа высшей нервной деятельности че­ловека роль условий жизни и воспитания ребенка очень велика,поэтому учитель и школьный врач должны внушить родителям, как важно воспитывать ребенка в коллективе, давать ему возможность сталкиваться с разнообразными жизненными условиями (экскурсии, туристские походы, самостоятельные поездки), овладевать различными видами труда. Это способствует созданию сильного типа нервной деятельности ребенка, помогает ему в дальнейшем справиться с трудными ситуациями.

Добавить комментарий


Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top
.